Инновационная деятельность

ОПИСАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОДУКТА, УЧАСТВУЮЩЕГО В КОНКУРСЕ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

ПОЛНОЕ НАИМЕНОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38 компенсирующего вида  Невского района Санкт-Петербурга

НАИМЕНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОДУКТА

Программа социально-коммуникативного развития «Рука об руку»

АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

Балабай Татьяна Леонидовна, заведующий ГБДОУ № 38

Данилович Татьяна Анатольевна, заместитель заведующего ГБДОУ № 38

Ладыгина Галина Владимировна, старший воспитатель ГБДОУ № 38

Куприянова Оксана Викторона, учитель-логопед ГБДОУ № 38

Иванова Наталья Геннадьевна, учитель-логопед ГБДОУ № 38

Осипова Светлана Алесандровна, педагог-психолог ГБДОУ № 38

Полищук Елена Александровна, учитель-дефектолог ГБДОУ № 38

НОМИНАЦИЯ: «Образование»

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОДУКТА:

КЛЮЧЕВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Инновационный продукт разработан в соответствии со стратегической линией развития системы образования Невского района Санкт-Петербурга «Семья. Поддержка. Развитие»: психолого-педагогическое сопровождение детей. Работа ведётся в рамках реализации районного проекта «Ответственное родительство».

Нельзя не отметить значимость данного инновационного продукта для решения актуальных  задач развития образования, важных в плане внедрения ФГОС, и повышения качества образования: реализация данного продукта позволяет разнообразить применяемые технологии социально-коммуникативного и речевого развития дошкольников, способствует формированию у старших дошкольников навыков социального взаимодействия через самопознание. 

Одним из приоритетных направлений нашей работы является взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития ребёнка. Семья и дошкольное учреждение частично выполняют одинаковые функции, одна из которых обеспечение всестороннего развития ребёнка. Вовлечение семьи ребёнка предполагает создание доверительных отношений с родителями (законными представителями), повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания ребёнка посредством включения родителей (законных представителей) в специально организованную совместную деятельность.

Основной замысел и технология использования созданного инновационного продукта могут быть раскрыты в нескольких ключевых понятиях.

ГЛОССАРИЙ:

Доступность и качество — реализация  ФГОС дошкольного образования.

Психолого-педагогическое сопровождение — это целостная система, в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребёнка.

Ответственное родительство — развитие родительских компетенций в вопросах развития и воспитания детей через привлечение их к совместной деятельности.

Социализация дошкольника — процесс усвоения дошкольником общечеловеческих ценностей, накопление опыта общения с окружающим миром (людьми, природой, техническими устройствами, сферой искусства, культурными ценностями).

Коррекционно-развивающая работа — это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.

НЕОБХОДИМОЕ РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОДУКТА:

Внедрение инновационного продукта в ОУ не требует значительного материально-технического обеспечения, не предполагает кардинальных изменений в образовательном процессе.

Нормативно-правовое:

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обюразовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся", Принят Государственной Думой 22 июля 2020 года, Одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года

Федеральный государственный образовательный стандартдошкольного образования, (утв. приказомМинистерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)

ПриказМинистерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»

ПриказФедеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ от 14 августа 2020 г. N 831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации»

Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. N 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»

Локальные нормативные акты: Учебный план, Приказ о реализации программы, Учебный график

Материально-технические:

  • Обеспечение работы сайта учреждения
  • Помещение для проведения занятий по программе

Кадровые:

  • Предполагает взаимодействие специалистов дошкольного учреждения

Информационно-методическое:

Информация о научных, образовательных и иных мероприятиях разного уровня, имеющих значение для повышения квалификации педагогов в данном направлении.

Организационно-управленческое:

Принятие необходимых локальных актов для реализации программы.

ТЕХНОЛОГИЯ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОДУКТА: ЧТО? ДЛЯ ЧЕГО И ЗАЧЕМ? ДЛЯ КОГО? КАК?

 ЧТО?

Инновационный продукт включает в себя программу социально-коммуникативного развития «Рука об руку» (далее Программа), конспекты занятий, а также диагностический материал. Программа создана по запросам родителей воспитанников (законных представителей), опробирована на практике, имеет методическое обеспечение, мониторинг результативности показал эффективность её применения, продукт полностью готов к внедрению в районную систему образования.

Программа включает в себя 15 занятий. Занятия проводятся 1 раз в две недели, продолжительность занятия – не более 30 минут. Форма занятий - групповая.

Структура занятий постоянна:

  • Ритуал приветствия.
  • Основная часть (коррекционные упражнения, элементы кинезиологии и нейропсихологии).
  • Рефлексия через продуктивную деятельность: рисование, аппликацию.

1 и 3 часть занятия постоянны. В основной части подбор коррекционных упражнений зависит от поставленных целей данного занятия.

Результативность освоения программы осуществляется с помощью диагностики, которая проводится в начале и в конце учебного года, опроса родителей.

ДЛЯ ЧЕГО И ЗАЧЕМ?

Актуальность предлагаемого инновационного продукта заключается в следующем:

реалии сегодняшнего времени таковы, что участились отклонения в соматическом, психоневрологическом и психическом здоровье детей. Возросло число детей с задержкой речевого и психического развития.  И эта тенденция постепенно приобретает все более выраженный и устойчивый характер. Как следствие этого сегодня мы видим огромный рост детей с так называемыми трудностями обучения.

Среди них часто можно наблюдать детей очень подвижных, не умеющих сидеть на месте во время занятий, слушать педагога и выполнять его инструкции, с быстрой отвлекаемостью и беспокойством поведения. Такой ребенок не может запомнить пошаговую инструкцию педагога и поэтому не может выполнить рекомендуемое задание, теряет интерес и начинает заниматься посторонними делами. Такие дети моторно неловки, слабо координированы.  При выполнении какого-либо задания на координацию им свойственна беспорядочность, неточность, размытость выполняемых движений.

Новизна программы заключается в комплексном подходе к формированию навыков социального взаимодействия через самопознание. Каждый ребенок может выразить себя через рисунок, аппликацию. Это может быть как индивидуальная, так и коллективная работа, которая строится на взаимодействии ребенка с педагогами и родителями (законными представителями). При этом выстраиваются определенные отношения, вырабатывается умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу. Все это побуждает детей к речевой активности, к взаимному общению, нахождению компромисса между членами группы. Занятия проводятся совместно с родителями (законными представителями).

При организации коррекционно-развивающей работы, как дополнение, мы использовали нейропсихологическую коррекцию, достаточно значимая часть таких упражнений включает в себя элементы образовательной кинезиологии.

Как показала практика, применение данных технологий в работе с детьми способствует улучшению памяти, внимания, мышления. Развивает способность управлять своим эмоциональным состоянием и поведением,  решать жизненные задачи, воображать и создавать новое.

Таким образом, элементы кинезиологии и нейропсихологии могут стать весьма эффективными составляющими в комплексе психолого-педагогического сопровождения детей.

Совместное мероприятия позволяют родителям (законным представителям): увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Присутствие на занятиях детей с нормативным развитием даст возможность детям с ОВЗ следовать за своими сверстниками и учиться у них, а те, в свою очередь, получат позитивный опыт общения.

ДЛЯ КОГО?

Предлагаемая модель может быть использована при работе с дошкольниками в детских садах различной типологии, группах различной направленности, а также в учреждениях дополнительного образования и консультационных центрах, поскольку приводит к достижению результатов, актуальных для всех образовательных организаций.

КАК?

Занятия по программе составлены при поддержке специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя. Основными факторами взаимодействия специалистов с родителями (законными представителями) являются: позитивное отношение ко всем детям, демонстрация конструктивных способов поведения и информационная поддержка родителей. Родители (законные представители) включаются в игры, упражнения, творческую деятельность, которыми наполнено занятие, и этим, с одной стороны, помогают своим детям включиться, с другой, – сами получают эмоциональную разрядку, отдыхают и получают новый опыт общения с ребенком. После занятия родители (законные представители) могут задать специалистам вопросы, обсудить волнующие их проблемы, получить информационную и психологическую поддержку.

ОПИСАНИЕ ЭФФЕКТОВ, ДОСТИГАЕМЫХ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОДУКТА:

  • Повышение у детей самооценки, снижение уровня тревожности, накопление опыта общения, активизация и обогащение словаря, развитие связной речи, повышение умения свободно, непринуждённо высказывать свои мысли.
  • Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания ребёнка.
  • Рост качества образования в части достижения целевых ориентиров образовательной программы дошкольного образования

Приведённое описание показывает, что представляемый инновационный продукт является значимым для системы образования. Продукт обладает оригинальными свойствами и качествами, полностью готов к распространению и внедрению в образовательных учреждениях района и города.

ВОЗМОЖНЫЕ СЛОЖНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОДУКТА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Основные риски внедрения инновационного продукта сопряжены, прежде всего, с характеристиками кадрового состава ОУ (отсутствие мотивации и т.д.) и с неудовлетворительной методической оснащённостью.

Методический: трудности при соотнесении цели, принципов, подходов, применённых в инновационной разработке продукта с разработанными/ использующимися в ОУ.

Возможные пути преодоления: ориентация коллектива ОУ на следование актуальным тенденциям в образовании, демонстрация соответствия целей и задач внедрения продукта «вызовам времени» и требованиям ФГОС.

Кадровый: недостаток кадровых ресурсов, недостаточная мотивация педагогов к освоению продукта.

Возможные пути преодоления: определение персональной зоны ответственности каждого участника коллектива, методическое консультирование, введение системы поощрений и награждений педагогов за успехи в работе по внедрению продукта.

Ресурсно-технологический: недостаток ресурсного обеспечения.

Возможные пути преодоления: расширение социального партнёрства, привлечение родителей.

Таким образом, можно сделать вывод, что данный продукт имеет незначительные риски внедрения по сравнению с прогнозируемым эффектом.

АНАЛОГОВЫЙ АНАЛИЗ

Аналоговый анализ включает перечень материалов, аналогичных представляемому продукту, сопоставление найденных аналогов с предлагаемым продуктом, выводы (с указанием отличий). В представленном перечне материалов дается три программы, непосредственно относящихся к заявленной теме. Данные публикации являются наиболее близкими по методологии продуктами, подтверждают актуальность проблематики предлагаемого нами инновационного продукта. Выбор указанных программ для сопоставительного анализа обусловлен наличием в них ряда характеристик, присутствующих и в предлагаемом нами инновационном продукте: системность в подходе, многофункциональность использования продукта, аутентичность продукта.

После каждого наименования дается краткий обзор содержания опубликованного материала для удобства последующего анализа.

Перечень материалов, аналогичных по тематике представляемому продукту:

Программа по развитию самосознания дошкольников «Я и мой мир».

Разработали: Педагог-психолог Постникова Е.И., инструктор по физической культуре Лузина Л.Г.

http://ds46.perm.ru/uploads/samosoznanie_programma.PDF

Данная программа направлена на сохранение физического и психологического здоровья детей через освоение ими знаний о физических и психологических закономерностях развития человека; создание условий для расширения у ребенка представлений о самом себе и осознания свой индивидуальности; формирование социальных и здоровьесберегающих умений и навыков. Она способствует формированию психологической готовности ребенка к школе, т.к. предполагает развитие произвольности, саморегуляции, позитивной «Я – концепции».

Однако, в данной программе интеграция проходит только через две образовательные области: физическая культура и валеология.

  1. 2. Программа «Я и мой мир» (развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста) возраст детей 5-6 лет. Авторы-составители: Бутаева Тасмила Аслановна.

https://infourok.ru/programma-ya-i-moy-mir-dlya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-napravlennaya-na-razvitie-socialnoy-uverennosti-1706904.html

В программе разработана модель формирования социальной уверенности как компонента образа Я в процессе специально организованной игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Динамичность модели достигается через формирование и актуализацию образа Я и социальной уверенности, как его составляющей, в социальном мире посредством усвоения индивидуального социального опыта в специально организованной игровой деятельности в процессе взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и педагогом. Система развивающих занятий направлена на укрепление уверенности ребенка в себе, понимание им своих личностных особенностей и возможностей в общении со сверстниками. Занятия реализуются через игровую деятельность детей. Этот вид деятельности служит универсальным средством профилактики и компенсации психоэмоциональных проблем неуверенного ребенка.

Предложенные алгоритмы работы традиционны, авторская позиция и оригинальные идеи отсутствуют. Интеграция проходит только через игровую деятельность. Присутствуют примеры работы с родителями (законными представителями), однако они традиционны и формализованы.

  1. 3. Программа социально-коммуникативного развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста (от 0 до 7 (8 лет) «Познаю себя». Авторский коллектив: Корепанова Марина Васильевна, Дубовкина Елена Валерьевна.

https://rospsy.ru/sites/default/files/KP_files/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0%2C%20%D0%94%D1%83%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%95%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0%20%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0.pdf

Цель программы: создание условий для накопления и формирования детьми раннего и дошкольного возраста опыта самопознания и самореализации в системе социальных отношений, как условие становления образа Я дошкольников. Представляемая программа способствует формированию у дошкольников знаний о себе как субъекте человеческих взаимоотношений и становлению образа Я через опыт самопознания, развития коммуникативных навыков, эмоционально-чувственной сферы и сенсорных модальностей.

В программе не используются образовательная кинезиология и нейропсихологические подходы.

На основании проведённого анализа можно сделать следующий вывод: аналога, совпадающего с данным инновационным продуктом по всем приведённым направлениям, не найдено, что указывает на его инновационность.

Созданная нами программа направлена на формирование у старших дошкольников навыков социального взаимодействия через самопознание. Занятия способствуют снятию психоэмоционального напряжения, формируют адекватную самооценку, навыки социального взаимодействия; обогащают и активизируют словарный запас, развивают связную речь. Во всех занятиях используется современный нейропсихологический подход. Использующиеся кинезиологические технологии относятся к здоровьесберегающим. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Кинезиология даёт шанс ребенку получить информацию о себе и о мире, использовать эту информацию для осознания своего поведения, своих желаний и порой для осознания поведения окружающих его людей. Многие упражнения направлены на развитие психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития. Упражнения дают немедленный и кумулятивный эффект.

Созданная нами программа имеет авторский взгляд на процесс взаимодействия специалистов и привлечения родителей (законных представителей). В контексте дошкольного образовательного заведения и современной семьи, представлен оригинальный продукт, позволяющий увидеть новую логику взаимодействия с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста, максимально качественно оказать родителям (законным представителям) адресную помощь и поддержку.

Программа полностью адаптирована под запросы основных пользователей: педагогов и специалистов дошкольного образования, родителей (законных представителей), специалистов дополнительного образования. Может быть реализована в детских садах с различной инфраструктурой, инвариантность технологии позволяет успешно использовать ее в других регионах РФ, что повышает ценность и востребованность продукта. Универсальность программы позволяет осуществлять ее и в консультационном центре, позволяет создавать его в учреждениях, работающих с семьями, имеющих детей с особыми образовательными потребностями и возможностями здоровья.

С помощью нашего продукта мы констатируем большие возможности качественно обеспечить ребенку дошкольное детство (создание в ДОУ мощной структуры поддержки и сопровождения современного ребенка, организация досуговой среды, вариативная система дополнительного образования и т.п.)

Презентация инновационного образовательного продукта ГБДОУ № 38

Программа Рука об руку

Приложение 1 к программе

Приложение 2 к программе