Инновационная деятельность
ОПИСАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОДУКТА, УЧАСТВУЮЩЕГО В КОНКУРСЕ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»
ПОЛНОЕ НАИМЕНОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга
НАИМЕНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОДУКТА
Программа социально-коммуникативного развития «Рука об руку»
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Балабай Татьяна Леонидовна, заведующий ГБДОУ № 38
Данилович Татьяна Анатольевна, заместитель заведующего ГБДОУ № 38
Ладыгина Галина Владимировна, старший воспитатель ГБДОУ № 38
Куприянова Оксана Викторона, учитель-логопед ГБДОУ № 38
Иванова Наталья Геннадьевна, учитель-логопед ГБДОУ № 38
Осипова Светлана Алесандровна, педагог-психолог ГБДОУ № 38
Полищук Елена Александровна, учитель-дефектолог ГБДОУ № 38
НОМИНАЦИЯ: «Образование»
ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОДУКТА:
КЛЮЧЕВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Инновационный продукт разработан в соответствии со стратегической линией развития системы образования Невского района Санкт-Петербурга «Семья. Поддержка. Развитие»: психолого-педагогическое сопровождение детей. Работа ведётся в рамках реализации районного проекта «Ответственное родительство».
Нельзя не отметить значимость данного инновационного продукта для решения актуальных задач развития образования, важных в плане внедрения ФГОС, и повышения качества образования: реализация данного продукта позволяет разнообразить применяемые технологии социально-коммуникативного и речевого развития дошкольников, способствует формированию у старших дошкольников навыков социального взаимодействия через самопознание.
Одним из приоритетных направлений нашей работы является взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития ребёнка. Семья и дошкольное учреждение частично выполняют одинаковые функции, одна из которых обеспечение всестороннего развития ребёнка. Вовлечение семьи ребёнка предполагает создание доверительных отношений с родителями (законными представителями), повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания ребёнка посредством включения родителей (законных представителей) в специально организованную совместную деятельность.
Основной замысел и технология использования созданного инновационного продукта могут быть раскрыты в нескольких ключевых понятиях.
ГЛОССАРИЙ:
Доступность и качество — реализация ФГОС дошкольного образования.
Психолого-педагогическое сопровождение — это целостная система, в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребёнка.
Ответственное родительство — развитие родительских компетенций в вопросах развития и воспитания детей через привлечение их к совместной деятельности.
Социализация дошкольника — процесс усвоения дошкольником общечеловеческих ценностей, накопление опыта общения с окружающим миром (людьми, природой, техническими устройствами, сферой искусства, культурными ценностями).
Коррекционно-развивающая работа — это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.
НЕОБХОДИМОЕ РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОДУКТА:
Внедрение инновационного продукта в ОУ не требует значительного материально-технического обеспечения, не предполагает кардинальных изменений в образовательном процессе.
Нормативно-правовое:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обюразовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся", Принят Государственной Думой 22 июля 2020 года, Одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года
Федеральный государственный образовательный стандартдошкольного образования, (утв. приказомМинистерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
ПриказМинистерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»
ПриказФедеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ от 14 августа 2020 г. N 831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации»
Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. N 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»
Локальные нормативные акты: Учебный план, Приказ о реализации программы, Учебный график
Материально-технические:
- Обеспечение работы сайта учреждения
- Помещение для проведения занятий по программе
Кадровые:
- Предполагает взаимодействие специалистов дошкольного учреждения
Информационно-методическое:
Информация о научных, образовательных и иных мероприятиях разного уровня, имеющих значение для повышения квалификации педагогов в данном направлении.
Организационно-управленческое:
Принятие необходимых локальных актов для реализации программы.
ТЕХНОЛОГИЯ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОДУКТА: ЧТО? ДЛЯ ЧЕГО И ЗАЧЕМ? ДЛЯ КОГО? КАК?
ЧТО?
Инновационный продукт включает в себя программу социально-коммуникативного развития «Рука об руку» (далее Программа), конспекты занятий, а также диагностический материал. Программа создана по запросам родителей воспитанников (законных представителей), опробирована на практике, имеет методическое обеспечение, мониторинг результативности показал эффективность её применения, продукт полностью готов к внедрению в районную систему образования.
Программа включает в себя 15 занятий. Занятия проводятся 1 раз в две недели, продолжительность занятия – не более 30 минут. Форма занятий - групповая.
Структура занятий постоянна:
- Ритуал приветствия.
- Основная часть (коррекционные упражнения, элементы кинезиологии и нейропсихологии).
- Рефлексия через продуктивную деятельность: рисование, аппликацию.
1 и 3 часть занятия постоянны. В основной части подбор коррекционных упражнений зависит от поставленных целей данного занятия.
Результативность освоения программы осуществляется с помощью диагностики, которая проводится в начале и в конце учебного года, опроса родителей.
ДЛЯ ЧЕГО И ЗАЧЕМ?
Актуальность предлагаемого инновационного продукта заключается в следующем:
реалии сегодняшнего времени таковы, что участились отклонения в соматическом, психоневрологическом и психическом здоровье детей. Возросло число детей с задержкой речевого и психического развития. И эта тенденция постепенно приобретает все более выраженный и устойчивый характер. Как следствие этого сегодня мы видим огромный рост детей с так называемыми трудностями обучения.
Среди них часто можно наблюдать детей очень подвижных, не умеющих сидеть на месте во время занятий, слушать педагога и выполнять его инструкции, с быстрой отвлекаемостью и беспокойством поведения. Такой ребенок не может запомнить пошаговую инструкцию педагога и поэтому не может выполнить рекомендуемое задание, теряет интерес и начинает заниматься посторонними делами. Такие дети моторно неловки, слабо координированы. При выполнении какого-либо задания на координацию им свойственна беспорядочность, неточность, размытость выполняемых движений.
Новизна программы заключается в комплексном подходе к формированию навыков социального взаимодействия через самопознание. Каждый ребенок может выразить себя через рисунок, аппликацию. Это может быть как индивидуальная, так и коллективная работа, которая строится на взаимодействии ребенка с педагогами и родителями (законными представителями). При этом выстраиваются определенные отношения, вырабатывается умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу. Все это побуждает детей к речевой активности, к взаимному общению, нахождению компромисса между членами группы. Занятия проводятся совместно с родителями (законными представителями).
При организации коррекционно-развивающей работы, как дополнение, мы использовали нейропсихологическую коррекцию, достаточно значимая часть таких упражнений включает в себя элементы образовательной кинезиологии.
Как показала практика, применение данных технологий в работе с детьми способствует улучшению памяти, внимания, мышления. Развивает способность управлять своим эмоциональным состоянием и поведением, решать жизненные задачи, воображать и создавать новое.
Таким образом, элементы кинезиологии и нейропсихологии могут стать весьма эффективными составляющими в комплексе психолого-педагогического сопровождения детей.
Совместное мероприятия позволяют родителям (законным представителям): увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Присутствие на занятиях детей с нормативным развитием даст возможность детям с ОВЗ следовать за своими сверстниками и учиться у них, а те, в свою очередь, получат позитивный опыт общения.
ДЛЯ КОГО?
Предлагаемая модель может быть использована при работе с дошкольниками в детских садах различной типологии, группах различной направленности, а также в учреждениях дополнительного образования и консультационных центрах, поскольку приводит к достижению результатов, актуальных для всех образовательных организаций.
КАК?
Занятия по программе составлены при поддержке специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя. Основными факторами взаимодействия специалистов с родителями (законными представителями) являются: позитивное отношение ко всем детям, демонстрация конструктивных способов поведения и информационная поддержка родителей. Родители (законные представители) включаются в игры, упражнения, творческую деятельность, которыми наполнено занятие, и этим, с одной стороны, помогают своим детям включиться, с другой, – сами получают эмоциональную разрядку, отдыхают и получают новый опыт общения с ребенком. После занятия родители (законные представители) могут задать специалистам вопросы, обсудить волнующие их проблемы, получить информационную и психологическую поддержку.
ОПИСАНИЕ ЭФФЕКТОВ, ДОСТИГАЕМЫХ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОДУКТА:
- Повышение у детей самооценки, снижение уровня тревожности, накопление опыта общения, активизация и обогащение словаря, развитие связной речи, повышение умения свободно, непринуждённо высказывать свои мысли.
- Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания ребёнка.
- Рост качества образования в части достижения целевых ориентиров образовательной программы дошкольного образования
Приведённое описание показывает, что представляемый инновационный продукт является значимым для системы образования. Продукт обладает оригинальными свойствами и качествами, полностью готов к распространению и внедрению в образовательных учреждениях района и города.
ВОЗМОЖНЫЕ СЛОЖНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОДУКТА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Основные риски внедрения инновационного продукта сопряжены, прежде всего, с характеристиками кадрового состава ОУ (отсутствие мотивации и т.д.) и с неудовлетворительной методической оснащённостью.
Методический: трудности при соотнесении цели, принципов, подходов, применённых в инновационной разработке продукта с разработанными/ использующимися в ОУ.
Возможные пути преодоления: ориентация коллектива ОУ на следование актуальным тенденциям в образовании, демонстрация соответствия целей и задач внедрения продукта «вызовам времени» и требованиям ФГОС.
Кадровый: недостаток кадровых ресурсов, недостаточная мотивация педагогов к освоению продукта.
Возможные пути преодоления: определение персональной зоны ответственности каждого участника коллектива, методическое консультирование, введение системы поощрений и награждений педагогов за успехи в работе по внедрению продукта.
Ресурсно-технологический: недостаток ресурсного обеспечения.
Возможные пути преодоления: расширение социального партнёрства, привлечение родителей.
Таким образом, можно сделать вывод, что данный продукт имеет незначительные риски внедрения по сравнению с прогнозируемым эффектом.
АНАЛОГОВЫЙ АНАЛИЗ
Аналоговый анализ включает перечень материалов, аналогичных представляемому продукту, сопоставление найденных аналогов с предлагаемым продуктом, выводы (с указанием отличий). В представленном перечне материалов дается три программы, непосредственно относящихся к заявленной теме. Данные публикации являются наиболее близкими по методологии продуктами, подтверждают актуальность проблематики предлагаемого нами инновационного продукта. Выбор указанных программ для сопоставительного анализа обусловлен наличием в них ряда характеристик, присутствующих и в предлагаемом нами инновационном продукте: системность в подходе, многофункциональность использования продукта, аутентичность продукта.
После каждого наименования дается краткий обзор содержания опубликованного материала для удобства последующего анализа.
Перечень материалов, аналогичных по тематике представляемому продукту:
Программа по развитию самосознания дошкольников «Я и мой мир».
Разработали: Педагог-психолог Постникова Е.И., инструктор по физической культуре Лузина Л.Г.
http://ds46.perm.ru/uploads/samosoznanie_programma.PDF
Данная программа направлена на сохранение физического и психологического здоровья детей через освоение ими знаний о физических и психологических закономерностях развития человека; создание условий для расширения у ребенка представлений о самом себе и осознания свой индивидуальности; формирование социальных и здоровьесберегающих умений и навыков. Она способствует формированию психологической готовности ребенка к школе, т.к. предполагает развитие произвольности, саморегуляции, позитивной «Я – концепции».
Однако, в данной программе интеграция проходит только через две образовательные области: физическая культура и валеология.
- 2. Программа «Я и мой мир» (развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста) возраст детей 5-6 лет. Авторы-составители: Бутаева Тасмила Аслановна.
В программе разработана модель формирования социальной уверенности как компонента образа Я в процессе специально организованной игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Динамичность модели достигается через формирование и актуализацию образа Я и социальной уверенности, как его составляющей, в социальном мире посредством усвоения индивидуального социального опыта в специально организованной игровой деятельности в процессе взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и педагогом. Система развивающих занятий направлена на укрепление уверенности ребенка в себе, понимание им своих личностных особенностей и возможностей в общении со сверстниками. Занятия реализуются через игровую деятельность детей. Этот вид деятельности служит универсальным средством профилактики и компенсации психоэмоциональных проблем неуверенного ребенка.
Предложенные алгоритмы работы традиционны, авторская позиция и оригинальные идеи отсутствуют. Интеграция проходит только через игровую деятельность. Присутствуют примеры работы с родителями (законными представителями), однако они традиционны и формализованы.
- 3. Программа социально-коммуникативного развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста (от 0 до 7 (8 лет) «Познаю себя». Авторский коллектив: Корепанова Марина Васильевна, Дубовкина Елена Валерьевна.
Цель программы: создание условий для накопления и формирования детьми раннего и дошкольного возраста опыта самопознания и самореализации в системе социальных отношений, как условие становления образа Я дошкольников. Представляемая программа способствует формированию у дошкольников знаний о себе как субъекте человеческих взаимоотношений и становлению образа Я через опыт самопознания, развития коммуникативных навыков, эмоционально-чувственной сферы и сенсорных модальностей.
В программе используются образовательная кинезиология и нейропсихологические подходы.
На основании проведённого анализа можно сделать следующий вывод: аналога, совпадающего с данным инновационным продуктом по всем приведённым направлениям, не найдено, что указывает на его инновационность.
Созданная нами программа направлена на формирование у старших дошкольников навыков социального взаимодействия через самопознание. Занятия способствуют снятию психоэмоционального напряжения, формируют адекватную самооценку, навыки социального взаимодействия; обогащают и активизируют словарный запас, развивают связную речь. Во всех занятиях используется современный нейропсихологический подход. Использующиеся кинезиологические технологии относятся к здоровьесберегающим. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Кинезиология даёт шанс ребенку получить информацию о себе и о мире, использовать эту информацию для осознания своего поведения, своих желаний и порой для осознания поведения окружающих его людей. Многие упражнения направлены на развитие психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития. Упражнения дают немедленный и кумулятивный эффект.
Созданная нами программа имеет авторский взгляд на процесс взаимодействия специалистов и привлечения родителей (законных представителей). В контексте дошкольного образовательного заведения и современной семьи, представлен оригинальный продукт, позволяющий увидеть новую логику взаимодействия с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста, максимально качественно оказать родителям (законным представителям) адресную помощь и поддержку.
Программа полностью адаптирована под запросы основных пользователей: педагогов и специалистов дошкольного образования, родителей (законных представителей), специалистов дополнительного образования. Может быть реализована в детских садах с различной инфраструктурой, инвариантность технологии позволяет успешно использовать ее в других регионах РФ, что повышает ценность и востребованность продукта. Универсальность программы позволяет осуществлять ее и в консультационном центре, позволяет создавать его в учреждениях, работающих с семьями, имеющих детей с особыми образовательными потребностями и возможностями здоровья.
С помощью нашего продукта мы констатируем большие возможности качественно обеспечить ребенку дошкольное детство (создание в ДОУ мощной структуры поддержки и сопровождения современного ребенка, организация досуговой среды, вариативная система дополнительного образования и т.п.)
Презентация инновационного образовательного продукта ГБДОУ № 38